Пушкова С.В.
|
БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ США) |
Интенсивное развитие информационных технологий и средств телекоммуникации в течение последних десятилетий существенным образом трансформировало современное общество, отразилось на образе жизни людей, их трудовой деятельности и содержании образования. Новое сетевое электронное окружение оказало и продолжает оказывать глубокое влияние на мир информации, что ведет к появлению библиотек нового типа – электронных и виртуальных («библиотек без стен») – и соответствующему изменению функций библиотекарей и информационных работников. В публикациях зарубежных авторов упоминаются такие новые роли представителей библиотечной профессии, как консультант по информации, менеджер системы, посредник между пользователями и источниками информации и др. В описаниях библиотекарей будущего присутствуют определенные общие положения: они будут выполнять роль навигаторов в области знаний; наряду с печатными документами и другими ныне известными форматами, они будут широко использовать информационные ресурсы в цифровой форме; как используемые материалы, так и сами библиотекари не будут «привязаны» к определенному месту. Будущим выпускникам библиотечных учебных заведений предстоит стать новаторами и преобразователями традиционных библиотек. Поэтому значительно изменились и продолжают изменяться требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров. Современные библиотекари нуждаются в повышении уровня своих технических знаний, так как теперь они должны не только предоставлять в распоряжение пользователей местные библиотечные фонды, но и обеспечивать доступ к сетевым информационным ресурсам за пределами библиотеки. Они должны быть подготовлены к анализу и переработке огромного объема информации, владеть навыками работы с новыми носителями информации и методами поиска по различным источникам, включая международные базы данных и всемирную сеть Интернет. Для более эффективного удовлетворения потребностей пользователей библиотекари должны овладеть компьютерной грамотностью, методами оценки и интерпретации информации, а также обладать развитыми организаторскими способностями. Многие известные американские библиотековеды отмечают необходимость реформы учебных программ библиотечных школ с целью их адаптации к новым условиям. Модернизация библиотечно-информацион-ного образования и обеспечение возможностей для переподготовки профессионалов в соответствии с требованиями нового века информации названы в числе приоритетных целей в программном документе Американской библиотечной ассоциации, ведущего профессионального объединения библиотекарей США – «Цели АБА к 2000г.». В настоящее время в библиотечных школах США происходят значительные преобразования, связанные с пересмотром учебных программ и методов обучения, что проявляется даже в переименовании многих школ. Можно проследить определенную тенденцию в изменении их названий. Так, в 80-е гг. большинство американских библиотечных школ были переименованы в школы библиотековедения и информатики, а в 90-е гг. многие из них исключили из своего названия слово «библиотековедение» и стали называться школами информации (или информатики) или школами информатики и информационной технологии. В 1994 г. по инициативе и при финансовой поддержке Фонда Келлога (W.K. Kellogg Foundation) в США было начато проведение программы «Human Resources for Information Systems Management – HRISM» («Людские ресурсы для управления информационными системами»). Ее осуществление должно было способствовать разработке перспективных моделей реорганизации библиотечных учебных заведений в соответствии с потребностями современной практики информационного обслуживания. В рамках этой программы школам библиотековедения и информатики при четырех американских университетах были предоставлены субсидии для исследования возможностей совершенствования подготовки библиотечных и информационных кадров путем использования различных новаторских подходов. В ходе проведения программы HRISM Школа библиотековедения и информатики при Мичиганском университете была преобразована в Школу информации. В связи с этим в учебную программу был включен ряд новых курсов: создание цифровых библиотек, электронные учебные ресурсы, информационные ресурсы и услуги для населения, визуальные коммуникации, информационная деятельность в области медицины, структурная информация, электронная книготорговля. Было введено несколько новых специальностей, в том числе управление информационными системами. По данным Управления АБА по вопросам аккредитации, более половины аккредитованных библиотечных школ США уже внесли значительные изменения в свои учебные программы или продолжают их реформирование. Пересмотр содержания и структуры учебных программ сопровождается изменением форм и методов обучения. В учебном процессе используются видеофильмы, компьютерные программы, мультимедийные конференции по Интернет и другие средства обучения. В последнее десятилетие все большее распространение получает дистанционное обучение, которое позволяет устранить проблемы, связанные с географической удаленностью и неравномерным размещением библиотечных школ по стране. Около 75% библиотечных школ США, аккредитованных АБА, уже используют дистанционное обучение или предполагают ввести его в ближайшее время. |